10 июня

Информационная открытость СРО

7 июля 2014 г. вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), которые были предусмотрены Федеральным закона №113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» от 07 июня 2013 года. Поправки, внесенные в ст.2 «Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации», предусматривают административную ответственность за определенные правонарушения информационной открытости СРО.

Надзор за деятельностью СРО оценщиков и арбитражных управляющих возложен на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Представители Росреестра, в частности, руководители и заместители структурных подразделений и территориальных органов уполномочены контролировать деятельность СРО, в том числе: составлять протоколы, налагать штрафы или возбуждать дела в случае административных правонарушений.

Дело об административном нарушении саморегулируемой организации может быть открыто и в случае поступления соответствующих сведений от представителей органов правопорядка, государственной власти, местного самоуправления или общественных организаций. Вступление в силу вышеобозначенных новаций обеспечит возможность эффективного государственного надзора над деятельностью СРО.

Игорь Васильев, руководитель РОСРЕЕСТРа Игорь Васильев, руководитель РОСРЕЕСТРа

Цитата

«До вступления в силу изменений в КоАП в соответствии с Федеральным законом 113-ФЗ государственные органы, контролирующие работу СРО, в том числе Росреестр, не имели реальных рычагов воздействия на такие организации. Так, по результатам проверок Росреестр в случае выявления правонарушений мог вынести в адрес недобросовестных СРО только предписание об устранении нарушений.

Новый закон принципиально изменил ситуацию и повысил эффективность государственного контроля и надзора за деятельностью СРО. Теперь решены две главные задачи в сфере регулирования их деятельности. Во-первых, установлены единые правила и требования ко всем СРО. Независимо от того какие члены – субъекты профессиональной или предпринимательской деятельности – входят в их состав, для них действуют единые правила размещения информации о своей деятельности и деятельности своих членов, установлены сроки и порядок ее размещения. Во-вторых, органы государственной власти получили действенный и эффективный инструмент воздействия на недобросовестные СРО – привлечение к административной ответственности. Именно эта материальная мера позволит мотивировать СРО к самоконтролю, и, в перспективе, к повышению эффективности своей деятельности. А потребители услуг СРО, в свою очередь, получили свободный доступ к подробной информации о работе СРО, что позволит им сделать обоснованный выбор при обращении в такую организацию».

Согласно принятым поправкам, в обязанность СРО вменяется публичный доступ (в частности, на официальном сайте организации) к:

  • сведениям о составе и стоимости имущества компенсационного фонда организации;
  • информации из реестра членов СРО;
  • официальным документам и информации о текущей деятельности;

Перечень документов и требования к информации, размещенной в публичном доступе, определен Федеральным законом № 113-ФЗ, от 07 июля 2013 года и другими нормативно-правовыми актами.

Нарушение отдельных положений закона предусматривает штрафные санкции, в том числе:

  • отсутствие официального сайта СРО влечет за собой штраф в 30-50 тыс. руб. — для должностных лиц и 50-200 тыс. руб. — для юридических;
  • отсутствие информации на сайте, определенной действующим законодательством, предусматривает штраф 5-30 тыс. руб. — для должностных лиц и 15-50 тыс. руб. — для юридических.
  • отсутствие информации о компенсационном фонде облагается штрафом в 10-30 тыс. руб. — для должностных лиц и 20-50 тыс. руб. — для юридических.
  • отсутствие доступа к информации и документам, размещенным на сайте, в том числе, к программным и лингвистическим продуктам предусматривает штраф в 3-20 тыс. руб. — для должностных и юридических лиц.

Порядок реализации новых положений и полномочия представителей Росреестра в связи с вышеобозначенными изменениями в законодательстве, являлись предметом детального обсуждения на семинарах и инструктажах, проводимых в отделениях Росреестра на протяжении 2013-2014 годов.

Свежее и интересное